Старая реклама – это своеобразный мостик в прошлое, способ погрузиться в атмосферу прежних столетий. Реклама и тогда была везде – на уличных вывесках, в газетах, на этикетках и упаковках товаров. Не обошло это веяние и Андреевский спуск.
Как и многие другие улицы Киева, первые этажи домов, подвалы и полуподвалы Спуска занимали лавки, мастерские, бакалейные магазинчики и прочие коммерческие учреждения. Вследствие этого улица была завешана различными рекламными вывесками этих магазинчиков. Торговый дом владельца дома №34 Андрея Петровича Слинко заявлял о приеме заказов: дамских, мужских и форменных платьев всех министерских ведомств. Мастерская А. Маленко в доме №17 принимала подряды на иконы и иконостасы, росписи церквей «с ручательством в аккуратном исполнении». Газета «Рада» предлагала приобрести «портрет Шевченка в шапці, друге видання Ф. Красицького (жителя дома № 15), ц. 1р., і без шапки, ц. 30 к.» Разместить свою рекламу можно было в первом украинском сатирическом журнале «Шершень», редакция которого находилась в том же доме №15. Стоило это «3 рубля за строчку петита, 150 рублей за столбик».
В Музее Одной Улицы хранится интересная коллекция различных рекламных обьявлений, вкладышей, буклетов и плакатов начала ХХ века. Среди них немало известных фирм, которые и по сегодняшний день присутствуют на рынке (например, “Броккар” “Кодак” или “Цейсс”).Над витринами музейной экспозиции находится «фриз» – стилизованная компиляция из киевских рекламных текстов начала ХХ века. Так, приглашает воспользоваться своими услугами «Справочное бюро Ивана Жлоба-Погорельского». “Требуйте везде «Одобрин» М. Лебедева, который уничтожает совершенно мозоли и бородавки с корнем”, – советует одна из реклам; “Могу выслать вам важные сведения для мужчин” – сообщает другая. И уж совсем необычное: «Вино Сен-Рафаэль- лучший друг желудка». Интересное упоминание об этом вине есть в воспоминаниях Алексея Волкова, личного камердинера Императрицы Александры Федоровны: «Во время войны вина к столу не подавали совершенно (так как в империи был объявлен сухой закон). Только дети постоянно пили предписанное врачами Сен-Рафаэль».
Вообще, читая старые рекламные тексты, трудно удержаться от улыбки. Даже в статье солидного словаря Брокгауза-Эфрона, посвященной рекламе, приводилась милая история, которая вполне могла бы произойти и в наши дни: «В последнее время появились специалисты по составлению рекламы, которые по поводу, напр., изделий парфюмерной фабрики, рассказывают легенду о том, что в каком-то монастыре найдены тела умерших много лет тому назад монахов, сохранившиеся совершенно свежими; причина этому – источник, вода которого имеет свойства предупреждать гниение; реклама заканчивается уверением, что изделия такой-то фирмы изготовлены именно из воды этого источника».
Такое насторожено-ироничное отношение к рекламе имело свои основания. Каждый день появлялось чрезвычайно много рекламных текстов низкого качества. Писали эти тексты люди весьма своеобразные. Это были представители «массы начинающих, иногда заурядных, иногда подающих надежды… художников, литераторов, поэтов – художественная богема, ютящаяся на чердаках, пишущая стихи и рассказы на клочках грязной бумаги, рисующая на крышках коробок из-под сигар, вечно голодная, живущая надеждами и в долг…. Рекламу для шарлатана-фармацевта или фабриканта всевозможных патентованных средств без труда составит студент-медик или опустившийся доктор» – писал в 1911 году исследователь рекламы ученый-экономист Г. Циперович.
Яркий образ такого креативщика создал А. Чехов в рассказе «Писатель»: «Он повернулся, чтобы выйти, но остановился в дверях, вздохнул и сказал мрачно: — Россию обманываю! Всю Россию! Отечество обманываю из-за куска хлеба! Эх!»
Анатолий Кияшко,
научный сотрудник Музея Одной Улицы