Самые первые из известных фотографий-калотипий Киева и Андреевской церкви сделал в 1852 году знаменитый британский мастер Роджер Фентон (1819-1869), вошедший в историю как человек, изменивший мир.
В те годы году Фентон начал заниматься новым видом искусства – фотографией и поездка его в Киев была связана со строительством Чарльзом Виньолем первого капитального моста через Днепр. Инженер Виньоль уговорил своего друга Фентона и художника Джона Бурне запечатлеть различные этапы строительства Цепного моста.
В августе 1852 года они вместе прибыли из Англии в Россию. Однако, сразу же возникла заминка – на русской таможне не пропускали диковинные штуки –фотоаппараты. Эту проблему удалось решить только спустя шесть дней.
Фентон сделал несколько снимков в Петербурге и по дороге в Киев заехал в Москву, где сделал первую фотографию Кремля. 24 сентября Фентон и Бурне прибыли в Киев и засняли некоторые киевские виды.
Сказать сколько фотографий было сделано в Киеве не представляется возможным, ибо те что сохранились, разбросаны по всему миру. Фентон снимал Днепр, панораму Киева с левого берега, и виды Подола, а также зарисовал первые постройки на Крещатике. В октябре 1852 года Фентон и Виньоль отправились в Лондон, а Бурне остался в городе, чтобы продолжить фотофиксацию строительства моста каждую неделю.
Часть видов, сделанных в Российской Империи, Фентон представил в 1852 году на декабрьской выставке в Королевском обществе искусств, а в апреле 1853 года им была организована первая в мире коммерческая фотовыставка. Продавались «русские красоты» для английской публики по 7 шиллингов и 6 пенсов, при том что британские виды – всего за 3 шиллинга, а фото с видом на Киево-Печерскую Лавру было насколько популярно, что за него просили аж 12 шиллингов.
Все же, будучи начинающим фотографом, Фентон испытывал огромные сложности в своем путешествии: он должен был перевозить и большое количество материалов, и ему нужно было как-то приспособиться к тусклому свету и пронизывающим холодам осенней погоды.
И, тем не менее, Фентон успешно справился со всеми этими трудностями. В Киеве он приобрел тот опыт и навыки, которые позволили ему впоследствии сделать столь яркие и впечатляющие фотографии военного противостояния в Крыму в 1853-1856 годах.