Андреевский спуск долгое время был центром богемной жизни Киева, нашим собственным Монмартром. Деятельность многих его жителей влияла на ход решающих событий, поэтому в экспозиции Музея Одной Улицы отражается история всей Украины, а также немного Польши, России, Австрии и других стран.
— Это непостижимо, сколько разных талантливых личностей со всего мира, попадая в Киев, выбирали местом жительства именно Андреевский спуск! — удивляется директор Музея Дмитрий Шлёнский, — Чем эта улица так манила их?
Шлёнский поддерживает мысль, что историю можно осознать через личность. И именно на людях сфокусирована его деятельность.
11 ноября вышла книга «Истории Андреевского спуска» — рассказ о примечательных, одиозных и забытых персонажах 19-20 вв. Это заключительная часть трилогии о Спуске.
Поначалу не было такой задумки. Каждая последующая книга вырастала из предыдущей: собирая сведения об одном персонаже, Дмитрий находил связанные истории, которые впечатляли, расставляли все по местам (так следы многих исчезнувших в неизвестном направлении людей нашлись в архивах КГБ) или были просто интересны по-человечески и романтически. И он решил, что, если не рассказать их сейчас, они исчезнут безвозвратно.
Книга – не первая его попытка осознания истории через личность.
Шлёнский известен не только как основатель неординарного музея (за что удостоился в свое время признания Европейского музейного Форума и документального фильма на ВВС).
Он — коллекционер посмертных масок, чье собрание насчитывает 300 экспонатов и является третьим по величине в мире (самая большая известная коллекция находится в США, вторая – в Германии).
Сейчас в музее открыта и действует до конца года выставка «Postmortem. Посмертні маски», где представлены последние пополнения коллекции, которые ранее не выставлялись.
Собирать маски Дмитрий Шлёнский начал 15 лет назад. Идея возникла случайно. Будучи в гостях у Георгия Кудрявченко, известного киевского скульптора, он увидел несколько гипсовых лиц, висящих прямо на советском ковре. Что это? – поинтересовался он, и тогда впервые задумался о феномене посмертной маски. Дмитрий вспомнил, что обычно посмертной маской заканчивались экспозиции многих музеев, посвящённых великим людям. Как он смотрел на гипсовый слепок Шевченко и думал, насколько это удивительно, что можно рассмотреть его лицо, до морщинки и представить, каким он был при жизни. Ни портрет, ни фото не передают этого в полной мере. Поразмыслив об этом, он решил, что музею нужны такие маски. Но скульптор к тому времени успел их раздать, но пообещал познакомить Шлёнского со своим учителем-форматором, который когда-то отливал посмертные маски. На тот момент Виктору Михайлевичу было 84 года, и Дмитрий переживал, что недолго сможет с ним сотрудничать. Однако старый скульптор жив и продолжает работать, и даже стал одним из наставников Шлёнского. В музее планируют вскоре отметить и его 100-летний юбилей.
В выставочном зале можно заглянуть в лица известных людей со всего мира, живших в разное время. И о каждом из них Шлёнский может рассказать потрясающую историю.
— Предстоятель греко-католической церкви митрополит Андрей Шептицкий умер во Львове в ноябре 1944 года сразу после вступления в город Красной армии. Сталин дал личное разрешение на проведение траурной церемонии и торжественное погребение тела в соборе Св.Юра. Епископат церкви принял решение снять маску, но к тому времени многие львовские скульпторы уехали на Запад, и тогда новый предстоятель церкви Иосиф Слипой вспомнил о скульпторе Андрее Коверко, который ещё при жизни митрополита лепил его фигуру. Втайне от всех мастер сделал слепок с лица Шептицкого, который сразу же был передан на Запад и все годы хранился в Риме.
— Генрих Гиммлер – второе лицо Третьего рейха и рейхсфюрер CC попал в плен к британцам сразу после окончания Второй Мировой войны. После неудачных попыток обменять важные сведения на собственную свободу, он покончил жизнь самоубийством, раскусив ампулу с ядом. Врач, который констатировал смерть Гиммлера, снял посмертную маску с его лица. Она долгое время пребывала в распоряжении спецслужб и о ней никто не знал. В начале 1990-х годов маска попала в Имперский музей войны в Лондоне, откуда после многолетних переговоров мне удалось получить копию для коллекции Музея Одной Улицы.
«Жизнь допускает посмертные маски только в определенные моменты и по особому поводу – в знак напоминания или для примера», – пророчески говорил когда-то сам Гиммлер.
— Было известно, что дочери «матери всех монарших домов Европы» Королевы Виктории не позволяли снимать маску с умершей королевы и постоянно находились у одра. Однако, когда из Германии на похороны прибыл ее внук кайзер Вильгельм II, то ему удалось отвлечь их внимание, а специально вызванный придворный скульптор Эмиль Фукс тайно снял слепок с лица Королевы и вывез его из Лондона.
— Одной из скандальных отливок была маска, снятая со знаменитого гангстера тридцатых годов Джона Диллинджера, преступника, прославившегося своим ноу-хау – захватом заложников при ограблении банков и прикрытием ими своих автомобилей как живым щитом. Узнав об этом, многие голливудские сценаристы стали вводить подобные сцены в свои фильмы.
Сбегавший множество раз из американских тюрем, Диллинджер был выслежен и убит. С лица Диллинжера сняли несколько масок в доказательство его подлинной смерти.
— Интересна история маски турецкого лидера Ататюрка. Когда он умер в своём дворце Долмабахче в Стамбуле, туда был срочно вызван его старый товарищ – скульптор Кенан Йонтач. Когда он зашёл в спальню и увидел мертвого друга, то от сильного переживания потерял сознание. Придя немного в себя, он сумел снять маску, которую унёс с собой. Многие годы, а скульптор прожил без малого 100 лет, слепок хранился у него, а затем перешёл к его сыну, также известному турецкому скульптору.
Посмертная маска присутствует в традициях большинства народов и цивилизаций. Древние египтяне снимали посмертные слепки с лиц умерших и считали, что между царством земным и небесным существует незримая связь. Золотые слепки покрывали лица умерших королей Сиама и Камбоджи, а лица правителей инков закрывали маски, выполненные из золота и нефрита. В средние века взамен драгоценных масок появились гипсовые и восковые, которые из погребальных превратились в мемориальные предметы. Начиная с 18-го века со многих выдающихся людей снимались посмертные слепки, которые в дальнейшем скульпторы использовали для создания бюстов и памятников или передавали в библиотеки и музеи. Крупные университеты Европы и США до сегодняшнего времени владеют богатыми собраниями таких памятных вещей.
В наше время делают посмертные маски также и из пластика, с помощью 3D принтера. Пока маски, сделанные таким способом, уступают в точности передачи деталей гипсовым. В коллекции есть две маски, напечатанные на принтере – итальянского композитора Винченцо Беллини и американского писателя Теодора Драйзера. Последнюю доставили из одного из университетов Соединенных Штатов. Сначала заокеанские коллеги предложили отправить файл, чтобы музей распечатал 3D модель маски у себя на месте. Они явно не были осведомлены о количестве 3D принтеров в музеях Киева.
Наталья Башкирова для Cultprostir