15 декабря 2011 года в выставочном зале Музея Одной Улицы открылась выставка «Зимний бал в Киеве», рассказывающая о традициях предновогодних собраний – балов, маскарадов, журфиксов и вечеринок конца XIX – начала XX веков.
На выставке представлена коллекция бальных платьев и мужских костюмов из собрания Музея Одной Улицы, а также викторианские карнавальные маски, фотографии, открытки, пригласительные, афиши и документы рассказывающие о подготовке и праздновании Рождества, Нового года и последующей за ними Контрактовой ярмарки.
Приглашения на бал посылают за десять дней до начала праздника, а в разгар сезона за три недели или за месяц.
Мужчина являлся на бал в черной фрачной паре, если в приглашении было написано: «Белый галстук обязателен», то он обязательно должен быть на бале только во фраке. Фраза «черный или белый галстук» означает, что наряду с фраком возможен смокинг. Галстук для смокинга – бабочка из матового черного шелка, полушелковой ткани или сатина. Традиционной обувью служат полуботинки со шнурками «оксфорды» или черные туфли-лодочки. Для джентльменов, серьезно относящихся к своей одежде, цилиндр, черная накидка, белые перчатки – обязательные составляющие бального костюма. Дамы украшали живыми цветами прически и платья; маленький букетик разрешалось держать в руках.
При входе в зал следует остановиться перед зеркалом и тщательно осмотреть свой туалет, поправить прическу, застегнуть перчатки. Перчатки не снимают на протяже-нии всего вечера, за исключением времени игры в карты и ужина.
Входя в гостиную, необходимо прежде всего поздороваться с хозяевами. Затем подойти для приветствия к знакомым дамам. Как и в прочих общественных местах, и кавалеры, и девушки обязаны уступать место даме преклонных лет, если она пожелает сесть.
В XIX столетии правила хорошего тона не позволяли «дамам и девушкам танцевать с незнакомыми кавалерами». Для кадрили, вальса, польки разрешалось представить кавалера во время бала или перед началом танца. Котильон и мазурку танцевали с дамой, дом которой вы посещаете. Порядок танцев записывали в специальные книжечки, называемые «агендами». Крайне неприлично показывать свой агенд посторонним. Исполнение нескольких танцев с одной партнершей считалось неприличным. Даме разрешалось принять приглашение одного кавалера не более чем на три танца.
Неприличным считалось просить на память веер или цветы, фамильярность была непозволительной. По окончании танца кавалер кланяется даме, доводит ее до места или предлагает проводить до буфета. Идя под руку с кавалером по танцевальному залу, дама лишь слег-ка пальцами касается его руки.
Кавалер ведет к ужину ту даму, с которой он танцевал последний перед этим танец, а после ужина отводит ее в бальный зал. Дирижер оркестра не должен начинать фигуры танцев без разрешения распорядителя бала. Распорядитель всегда остроумен, находчив, обладает хорошей памятью, так как запоминает последовательность многочисленных танцевальных па и фигур.
На больших балах уместно вывешивать программу танцев, что освобождает распорядителя от лишних перегово-ров с капельмейстером.
После мазурки следовал ужин, по завершении которо-го начинался котильон. К тому времени вносились короба с цветами и кавалеры подносили букеты своей даме. Во время заключительного полонеза все пары проходили мимо хозяев и матерей, вывозивших дочерей. Каждая пара кланялась хозяе-вам, которые, в свою очередь, благодарили собравшихся. Через несколько дней полагалось нанести визит устроителям бала.