КИЕВСКИЕ СВЯТКИ

Вершиной и кульминацией календарного года всегда считались Рождественские праздники – Святки, которыми называли двенадцать дней между Рождеством и Крещением (Богоявлением).

Предвкушение праздника чувствовалось в Киеве задолго до его начала. Из-за календарных разногласий его ожидание начиналось уже в середине ноября по старому стилю – ибо за четыре воскресенья до прихода католического Рождества начинался Адвент, что в переводе с благородной латыни и означает «приход». У католиков начинался рождественский пост, который должен был подготовить христиан латинского обряда к торжественной встрече Дня Рождения Спасителя. Приблизительно в это же время рождественский пост начинался и у православных – он был привязан к определенной дате 15 ноября ст. ст. (28 ноября н. ст.), сразу же после дня святого апостола Филиппа, из-за чего и получил название Филипповка.

Cледом за Андреевым днем следовал праздник святой Варвары – одной из первых христианок, мощи которой долгое время почивали в Михайловском Златоверхом соборе, а ныне хранятся в правом нефе Владимирского собора в Киеве. Варварин день приходился на 4 (17) декабря, когда совершался крестный ход с мощами, который часто прерывался на половине пути из-за сильных метелей, начинавшихся именно в этот день. После молебна все паломники уносили с собой одну из самих знаменитых киевских реликвий – колечки святой Варвары, которые защищали их владельцев от болезней, эпидемий, внезапной смерти и пожара. Также считалось, что святая Варвара, подобно апостолу Андрею, своими колечками укрепляет семейные связи и помогает владельцу при встрече с ведьмами, ибо чуть ли не каждая вторая женщина в Киеве – ведьма.

А затем приходил праздник святого Николая – 6 (19) декабря. В Киеве это был один из самых высокочтимых святых. Католики однозначно считали святого Николая добрым епископом, который в Адвент приходит к детям и одаривает их подарками, посему у каминов и печей развешивали носки, чулки и сапожки.

У православных – святой Николай – седой, бородатый епископ из Мир Ликийских, которому не подобает разносить подарки детям. Для этой беспокойной публики пришлось придумать специального персонажа, «заведующего» елкой и раздачей подарков. Первоначально его звали «старый Рупрехт» (1861), затем в православной традиции появилось имя Дедушки Николая (1870), который, кстати, и остался у украинцев, наряду со старосветским дидухом. Позднее возник Санта Клаус (1914), однако он был героем скорее западных елок, добрый Морозко (1886), Мороз (1890-е годы), старик Елкич… В конечном итоге победителем оказался Дед Мороз, аналога которому нет ни у одного западного елочного персонажа.

И вот, наконец, приходит 24 декабря. Неотъемлемой частью киевских рождественских праздников с XVII века были мистерии, постановка которых осуществлялась студентами Киево-Могилянской Академии.

В XIX веке на смену им приходит вертеп – особым образом устроенный двухъярусный кукольный балаганчик, в нижнем ярусе которого происходили события бытовой жизни со многими сатирическими персонажами, а в верхнем –разыгрывались события на рождественский сюжет. Распространенный в украинских селах с XVIII века, в Киеве вертеп был на пике популярности до середины XIX века, после чего на смену ему пришел вертеп неподвижный, который устраивался в киевских церквях и изображал события Рождества в Вифлеемской пещере.

А дальше шли праздники – Новый год, Крещение, Иорданская купель на Днепре и знаменитая Контрактовая ярмарка…

Дмитрий Шлёнский
директор Музея Одной Улицы

7 thoughts on “КИЕВСКИЕ СВЯТКИ

  1. Интересная статья. Почему-то в последнее время заинтересовался обычаями предков. Про старика Елкича никогда не слышал.

  2. О святом Николае много читал, вот и Ваша статья пришлась мне по душе, хороший материал, спасибо!

  3. Раньше Святки бурно и весело отмечались, а в наше время о них мало кто вспоминает. Спасибо Вам за нужный и познавательный пост!

  4. Для меня Святки – это единственное время в году, когда я действительно отдыхаю всей душой и телом!

Leave a Reply to Viktor Cancel reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *