Возведение Андреевской церкви, как и вся история ее возникновения достаточно необычны. „Повесть Временных лет” сообщает, что Апостол Андрей, проповедуя в Корсуни, решил отправиться в Рим, и по пути оказался в Киеве. Придя на гору, на которой сейчас стоит церковь, Апостол провозгласил известные всем слова: „Видите горы сии? На сих горах воссияет благодать Божия”.
Нынешний храм был заложен в 1744 году, и строился по проекту придворного архитектора Ф.Б. де Растрелли. Во время рытья котлована для фундамента выяснилось, что неспроста киевляне постоянно ставили все новые церкви на одном и том же месте – гора была насыщена грунтовыми водами, и все постройки по прошествии времени просто падали, подмываемые подземными ручьями. Ф.Б. Растрелли составил свой проект без учета оползневого характера почв. И непосредственный строитель храма Иван Федорович Мичурин вынужден был спешно вносить поправки и искать выход из сложившегося положения. Для этого фундаменты углубили более чем на сорок метров – практически на высоту самого храма. На этой основе возвели двухэтажный стилобат – жилище причта, внутренние перегородки которого, достигая толщиной нескольких метров, несут на себе стены храма.
Народная молва связывала с Андреевской церковью множество легенд. Так, одна из них гласит о том, что под престолом есть источник, где ангелы играют с водой, поэтому раз в год туда опускают целый воз шерсти, чтобы чудесный родник не смог затопить весь Киев.
С Андреевской церковью связано и благочестивая деятельность легендарного городского юродивого Ивана Босого (Расторгуева) (1799-1849). Странствуя долгие годы по монастырям и скитам босиком, с веригами, он собирал огромные пожертвования, тут же раздавал их нищим, исцеляя болезни и предсказывая судьбу.
В 1848 году Иван Босой снял у Андреевской церкви ее двухэтажный стилобат, где устроил свою богадельню. Помещение было поделено на мужскую и женскую части, где страждущих одевали, кормили и врачевали, сам же Босой жил в отдельном помещении, среди многочисленных икон и лампад. Посреди его комнаты лежал огромный камень, на который подвижник во время ночных бдений клал поклоны, от чего на лбу у него появился большой нарост. Ежедневно дом осаждали толпы людей, нередко здесь бывали “отцы города” и знатные киевляне.
Пришлые же богомольцы, естественно, обращали внимание на отсутствие традиционной колокольни. В самом же городе эта достопримечательность мало кого интересовала. Но злые языки говорят, что в начале XX века одна из киевских газет, желая потешить доброй шуткой почтенную публику, в номере за 1 апреля поместила заметку приблизительно следующего содержания: “Вчера со страшным грохотом рухнула колокольня Андреевской церкви! Обломками кирпича завалило всю улицу. Спешите видеть!” Предполагалось, что горожане, хорошо знающие внешний вид храма, посмеются – тем дело и обойдется. Но все оказалось не так просто – половина Киева поспешила на место “происшествия” в надежде поглазеть на зрелище чудовищных разрушений. Розыгрыш удался, киевский обыватель был посрамлен, но возникли осложнения. Городской голова вместе с чинами городской управы также прибыл на „место катастрофы” для выяснения обстоятельств стихийного бедствия. Разразился крупный скандал. Несмотря на все старания властей замять дело, история пошла гулять по свету в виде анекдота.
На паперти Андреевской церкви всегда толпились нищие. Об одном их них, побиравшемся здесь, сложили целый миф. Одетый в невообразимое тряпье, нищий сидел на чугунных ступенях не один десяток лет. Его внешний вид вызывал у прихожан столько сочувствия, что подавали ему хорошо. После смерти легендарного нищего выяснилось, что „промысел на ступенях церкви“ принес ему барыши, позволившие открыть на Шулявке публичный дом, доходы от которого сделали его дочь богатой невестой.
Терраса же Андреевской церкви стала прекрасной смотровой площадкой города. Роскошный вид на Подол и заднепровские дали любого настроят на лирический и возвышенный лад. Тот, кто хоть раз любовался открывающей-ся отсюда панорамой, навсегда полюбит Киев. Старожилы утверждают, что в ясную погоду с площадки можно увидеть чуть ли не Чернигов. Не случайно именно на террасе Андреевской церкви назначали свидания киевские влюбленные – лучшего места, пожалуй, и не найти. Красота и гармония мироздания, ощущаемые людьми на вершине Андреевой горы, вне всякого сомнения ставят Киев в один ряд с Иерусалимом и Римом, вечными и святыми Городами.
Дмитрий Шлёнский
директор Музея Одной Улицы
Замечательный пост, спасибо автору за рассказ об Андреевской церкви. Был я на Анреевском спуске и лично видел храм, но на террасу не удалось попасть и увидеть чуть ли не Чернигов)) В следующий раз, когда буду в Киеве, обязательно схожу в эту церковь еще раз!
Прекрасный рассказ. Честно говоря не знал, что церковь ведет отсчет своей истории со времен апостола Андрея.
Мне тоже доводилось там бывать, но на фото мне кажется все гораздо лучше!
Это действительтно жемчужина Андреевского спуска! Очень красивый храм!
Жемчужина – не то слово! Это шедевр архитектурного строительства! Очень люблю там бывать.
Замечательный храм! Очень красивая архитектура!
Таких архитектурных строений совсем мало осталось, поэтому их очень надо беречь и постоянно реставрировать для того, чтобы их смогли увидеть следуюшие поколения людей.
Хорошо, что еще не все памятки на андеевском спуске “приватизировали”. Был там пару лет назад, архитектурные строения выглядели прекрасно, сейчас мало что от того осталось, начали псевдореконструировать, застраивать… Стыдно за городскую власть.