«Свет с четырех часов дня начинал загораться в окнах домов, в круглых электрических шарах, в газовых фонарях, в фонарях домовых, с огненными номерами, и в стеклянных сплошных окнах электрических станций, наводящих на мысль о страшном и суетном электрическом будущем человечества, в их сплошных окнах, где были видны неустанно мотающие свои отчаянные колеса машины, до корня расшатывающие самое основание земли. Играл светом и переливался, светился и танцевал и мерцал Город по ночам до самого утра, а утром угасал, одевался дымом и туманом», – таким видел Киев Михаил Булгаков.
Но путь к «светлому будущему» был долгим и непростым. С заходом солнца улицы Киева в начале ХIХ века погружались во тьму. Уличного освещения просто не было. Еще в 1781 году, к приезду цесаревича Павла Петровича, магистрат обязал каждого владельца усадьбы на Подоле установить у ворот по два фонарных столба. Столбы вкопали, но фонарей на них так и не появилось, что стало предметом насмешек для гостей города…
Только в 1872 году известный инженер и предприниматель Аманд Струве построил два газовых завода и запустил газовое освещение на Крещатике.
К фонарям подводили специальный светильный газ, который нужно было вечером зажигать, а наутро гасить. Этим занимались фонарщики, ходившие с лесенками от фонаря к фонарю. Штыри чуть ниже светильника для того и предназначались, чтобы приставлять к ним лестницу. Одной из неприятных особенностей рожков Струве было их свойство ни с того ни с сего выбрасывать огромные языки пламени. На глазах испуганных горожан уличные фонари иногда превращались в гигантские факелы, полыхавшие целые ночи.
Тогда же появились и элегантные кованые фонари на лестнице у Александровского костела, один из которых сейчас украшает фойе Музея Одной Улицы.
В 1890 года компания «Савицкий и Страус» заключила с городской думой договор об электрическом освещении улиц города, в том же году ток дала первая электростанция. К началу 1915 городское уличное освещение состояло уже из 675 обыкновенных дуговых, 50 пламенных дуговых фонарей и 124 калильных ламп в 100 и 200 свечей.
Кроме того, с 1898 года появились и домовые фонари. Историю их появления описал известный киевовед Михаил Кальницкий.
«Началось все с инициативы нового полицмейстера Киева Вячеслава Цихоцкого. Он заявил, что «нумерация домов по улицам Киева настолько перепутана, что во многих случаях нельзя ориентироваться и отыскать нужный номер». Желая войти с ходатайством о введении новой нумерации домов, полицмейстер поручил приставам доставить ему в 7-дневный срок списки домовых номеров существующей нумерации и предполагаемой.
Надо было составлять новые списки домов, таблички с названиями улиц, перерегистрировать жителей в адресном столе. Внезапно к этим мероприятиям подключился генерал-губернатор Михаил Драгомиров. 27 июля 1898 года он неожиданно издал приказ: все без исключения домовладельцы до 15 августа «обязаны над воротами каждого дома и усадьбы иметь фонарь с номером дома и названием улицы. Фонари должны быть по всему городу однообразные, по утвержденному губернатором образцу. Фонари заготовляются и освещаются на счет домовладельцев и должны гореть каждую ночь от наступления темноты до рассвета». Невыполнение грозило солидным штрафом или арестом до полутора месяцев.
Новые траты не особо обрадовали киевлян. Правда Драгомиров согласился отложить выполнение своего приказа для центральных улиц до 15 октября, для остальных – до 1 января будущего года. Но все же тотальная перенумерация состоялась, и на киевских улицах появились «фонари домовые с огненной нумерацией». Наверное, больше всего этому радовался предприниматель Иосиф Лев, владелец фабрики металлоизделий. Он сразу же после указа Драгомирова поместил рекламное объявление, где сообщал, что его фирма принимает заказы на фонари по утвержденному образцу в любых количествах».
Вот так, общими стараниями киевских властей и жителей города, Киев шагнул в «суетное электрическое будущее».