Каретные часы «с башенным боем»

“Невозможно остановить время:
этого не допустит часовая промышленность.”
Станислав Ежи Лец

 

Первые каретные часы, в современном понимании этого слова, создал в 1796 году знаменитый французский часовой мастер Авраам Луи Бреге, которого еще при жизни величали «Королем часовщиков и Часовщиком королей». В 1798 году один из экземпляров «Breguet» был продан генералу Наполеону Бонапарту незадолго до его отъезда на Египетскую кампанию. Во Франции их называли еще «офицерскими часами». Говорили, что такое название прижилось после того, как Наполеон чуть ли не проиграл одно из сражений в Египте, из-за опоздания на поле боя. После этого будущий император французов приказал всему командному составу в обязательном порядке обзавестись часами.

Представительство этой фирмы было и в Российской империи. Император Александр I предоставил господину Моро-Бреге право именоваться «Часовым мастером его Императорского Величества и Императорского Флота», а для себя приобрел маленькие каретные часы.

В 1830 году другой известный парижский часовщик Поль Гарнье представил публике свой, более простой проект часов, сделав возможным удешевить их изготовление. Он был назван «создателем индустрии парижских каретных часов». Благодаря массовому производству такие часы быстро вошли в моду по всему миру и стали неотьемлимым элементом дорожного багажа путешественников.

Раритетные каретные часы первой половины ХІХ века «Paul Garnier» – с 8-дневным запасом хода, четвертной репетицией, будильником и тройным календарем – хранятся в Музее Одной Улицы. Они показывают не только часы и минуты, но и день недели, месяц и календарное число. Для включения «принудительного боя» (репетиции) в этих часах используется кнопка, которая находится на корпусе сверху. Нажав на нее, владелец часов мог даже ночью получить информацию о текущем времени – одним тоном они отзванивали час, другим – четверти.

Сверху прочного футляра находится ручка, за которую часы можно было нести или подвешивать в поезде или дилижансе. Иногда часы оснащались сложными циферблатами с указанием временных и астрономических величин, а также дополнительными устройствами – компасом, барометром или термометром.

Каретные часы окончательно вышли из употребления в 1930-х годах, в связи с распространением более простых наручных часов. Тем не менее до сих пор они все еще производятся. Благодаря своему артистичному виду и ностальгическому стилю каретные часы превратились из необходимого аксессуара для путешествия в предмет роскоши.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *