Дилижансы на Почтовой площади

 

Тогда корнет бежать решился
Из-под венца, какой скандал,
На остановку дилижансов
Он в чёрном фраке прибежал
Б. Окуджава

До эпохи поездов наиболее популярным средством передвижения из города в город были дилижансы. Но путешествовать таким образом было не так уж и легко. В отличие от старых карет или тарантасов, где можно было лежать, в дилижансах приходилось только сидеть, притом в тесноте. Поэтому дилижанс насмешливо перекрестили в «нележанс». Зимой же для тех пассажиров, которые ехали на крыше, дорога вообще превращалась в сущее мучение.

«Дилижанс представлял собой громоздкую карету. В нее запрягали четверку лошадей. Пассажиры тесно сидели внутри колымаги и на ее крыше – империале. Кроме того, в дилижансе было устроено два сидячих места снаружи, на запятках. Там были приделаны маленькие железные сиденья, но без подпорки для ног. Тут же были привинчены железные ручки, чтобы пассажиры могли держаться за них и не вылететь от толчков на дорогу, – писал Константин Паустовский. – Еще в детстве, в Киеве, я видел такие дилижансы. Они были выкрашены в желтый цвет, и на дверцах у них сияла медная накладная эмблема почтового ведомства – два скрещенных почтовых рожка и две пересекающиеся молнии. Еще с тех лет я запомнил несчастные фигуры запяточных пассажиров, трясущихся на жестких сиденьях. Одной рукой они судорожно держались за железную ручку, а другой придерживали пыльный котелок или картуз. В глазах у них было тупое отчаяние. От невыносимой тряски по булыжной мостовой в одежде у этих пассажиров все расстегивалось и развязывалось. Ни разу я не видел их без того, чтобы у них не болтались из-под брюк тесемки от кальсон и пиджаки бы не налезали горбом на голову».

 

Одной из больших частных компаний владел житомирский еврей Перец-Хаим Фельденкрайз. «…шесть лошадей запряженные по паре везли громадный тарантас из Киева до Житомира, имея в дороге остановки для отдыха пассажиров и кормежки их, а также и лошадей. На боку дилижанса была выведена большая надпись владельца предприятия – ФЕЛЬДЕНКРАЙЗ. Сама карета дилижанса была трехэтажной, а всех классов было четыре. И все они были покрашены в разные цвета масляной краской, чтобы пассажиры не смешивали кают» – вспоминал Александр Яворский.

Перед дорогой нужно было у городничего или уездного казначея получить подорожную грамоту, запастись прогонными, чтобы рассчитываться со станционным смотрителем за быстрых лошадей. Но, лучше всего была казенная подорожная, выданная от имени самого императора! Тогда можно смело рассчитывать на самую лучшую и быструю «птицу-тройку». Нет подорожной? И коней тогда вам не видать. Таковы правила.

 

Подорожные, где указывались места отправления и назначения, выписывались всем, передвигающимся по дорогам Российской империи. Высокопоставленным чиновникам и специальным курьерам экипажи выделялись вне очереди. Для этого они предьявляли специальную подорожную или открытый лист, подписанный, например, главой царской канцелярии, министром или киевским генерал-губернатором. В зависимости от чина и должности заказавшего, количество лошадей составляло: до трех – для неслужащих и чиновников низшего ранга, до двадцати – для особ I класса табели о рангах. Даже для собственных экипажей количество лошадей строго регламентировалось. Шестеркой в дореформенное время разрешалось ездить только дворянам, купцам же – не более чем на одной паре лошадей. В сутки проезжали 100-150 верст.

С 1835 года дилижансы ходили из Киева в Москву, Петербург, Житомир. С 1879 года открылись и городские рейсы. Первая линия через Александровский спуск соединяла Контрактовый дом с Бессарабской площадью. При станции на Почтовой площади были отель, телеграфный флигель, каретные ряды, и конюшни. Действовала станция до 1919 года, в ее путевых книгах оставили свои подписи Гоголь, Пушкин и множество других известных людей. И каждый день на этой площади можно было увидеть «дилижанс гоголевских времен, так резко диссонировавший ну, скажем, с автомобилем скорой помощи, который совершенно бесшумно, видимо, на аккумуляторах проносился по Владимирской улице под свой певучий сигнал. – писал Александр Яворский.»

научный сотрудник

Анатолий Кияшко

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *