Языческие амулеты православной Руси

В одной из витрин музея находится редкий экспонат – языческий амулет – шумящая подвеска Х-ХІІ веков, которая мирно соседствует с нательным крестиком ХІІ-ХІІІ веков. Крестики на Руси известны с Х века, но как рядом с ним оказался языческий амулет, отгонявший злых духов, тем более что со времени крещения Руси прошло уже два столетия?

Шумящие подвески очень разнообразны. Кроме бубенцов в набор таких подвесок могли входить ложечки, ключи, птицы, гребешки и другие вещи, каждая из которых имела свое назначение. Так, ложки были символом богатства и достатка, а бубенцы считались символом бога-громовержца и своим звоном отгоняли злых духов. Но сама вера в существование таких духов связана с понятием более серьезным и масштабным. Академик Борис Рыбаков называл это явление двоеверием.

Крещение Руси связано и с Боричевым спуском. Князь Владимир после принятия христианства должен был показать народу, что князь не боится старых богов и новый бог сильнее. Поэтому деревянных языческих идолов сожгли, а самого главного из них – Перуна протянули по Боричеву, посекли палицами, и сбросили в Днепр. По легенде верующие язычники бежали за Перуном и кричали: «Выдыбай, боже, выдыбай!». Говорят, что место, где Перун вынырнул из Днепра назвали Выдубичами.

Хоть князь и показал могущество нового бога, отказываться от старых верований народ не спешил. Вплоть до XVII – XVIII вв. в церковных требниках стоят вопросы к исповедующимся – не ходил ли к волхвам, не исполнял ли их указаний? В 1060-е годы в связи с длительным недородом и голодом стал заметен отход от новой христианской веры и возврат к прадедовскому язычеству; оживилась деятельность волхвов, проповедовавших даже в Киеве. Русская православная церковь создала за XI – XIII вв. целый ряд поучений против язычества, которые свидетельствуют о прочности и устойчивости не только языческих воззрений, но и открытых языческих игрищ, производившихся и на городских площадях. Даже в Киеве, где возвышался первый на Руси каменный храм – Десятинная церковь, христианство не праздновало полной победы. Кто знает киевских князей Василия Андреевича или Пантелеймона Федоровича? А ведь это – Владимир Всеволодич Мономах и его внук Изяслав Мстиславич, вошедшие в историю таки под своими старыми языческими именами.

«Мнози ся ленять и зле живуть… не слушая божественных словес, но аще плясци или гудци или ин кто игрець позоветь на игрище или на какое зборище идольское – то вси тамо текут радуяся… и весь день тот предстоят позорьствующе [наслаждаясь виденным] тамо”. [Когда же нас призывают в храм] то “мы позевающа и чешемся и протягаемся, дремлем и речем: “дождь” или “студено!” или лестно [ложно] ино»- жалуется церковный книжник ХІІ века.

Церковное запрещение скоромной пищи в тех случаях, когда праздник приходился на постный день (среду или пятницу), вызвало крайнее недовольство князей и аристократии. Возникли споры о “мясоядении”, с которыми современники иногда даже связывали войну 1169 г. против Киева. Впервые город был взят на щит, причем не внешними врагами, а в результате княжеских междоусобиц…

Шумящая подвеска, найденная на Подоле, является еще одним безмолвным свидетелем устойчивости языческих традиций, несмотря на официальное господство христианской церкви.

Анатолий Кияшко,
научный сотрудник Музея Одной Улицы

One thought on “Языческие амулеты православной Руси

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *