Одним из экспонатов Музея Одной Улицы является игрушечная голова половца ХІІ – ХІІІ вв. Из курса школьной истории известно, что это был неспокойный, агрессивный и воинственный народ. Половцы постоянно совершали набеги на земли Киевской Руси, грабя их и забирая людей в рабство.
На самом деле нельзя судить о половцах так однозначно. Они стали соседями Руси с середины ХІ века и киевляне действительно испытывали неудобство о тих неспокойного нрава. Так войска хана Боняка в 1096 году сожгли Печерский монастырь, который находился тогда за городской чертой, и загородную княжескую резиденцию в Берестове. Но брать города половцы не умели; обычно, разорив окрестности, они осаждали город, надеясь взять его измором.
Как это ни парадоксально, наибольшую опасность половцы представляли в качестве союзников какого-либо князя, приведшего их для выяснения отношений со своими родственниками. Так, Юрий Долгорукий пять раз приводил половцев под стены Киева. Одним из немногих укрепленных пунктов на Руси, который взяли половцы, был городок Римов, жители которого выбежали на стену, чтобы посмотреть на пришельцев. Часть стены не выдержала и обвалилась, что и дало половцам возможность войти в городок.
Случилось это несчастье в 1185 году, после легендарного неудачного похода Игоря Святославича, так хорошо описанного в «Слове о полку Игореве». Кстати, финальная сцена «Слова» происходит на Андреевском Спуске. «Игорь едет по Боричеву к святой Богородице Пирогощей. Страны ради, гради весели». Этот летописный Боричев, по которому едет Игорь, по одной из версий и проходил по современному Андреевскому узвозу (спуску). Между прочим, выражаясь современным языком, поход Игоря был актом агрессии против мирного половецкого народа.
Про то, что русские князья грабили половецкие стойбища ничуть не реже, чем половцы русские села, свидетельствуют данные, собранные Львом Гумилёвым. За 120 лет (1116—1236 гг.) зарегистрировано половецких набегов на Русь всего 5 и не зарегистрировано ни одного крупного города, взятого половцами. В то же время русских набегов на степь — 5, а случаев совместных с половцами выступлений против общих врагов — 16. Что касается половцев, их негативный образ во многом зависел от точки зрения летописца. По мнению Л. Гумилёва, дело в том, что половцы чаще всего в княжеских междоусобицах становились на сторону князей Черниговских против князей Киевских.
Если бы до нас дошли Черниговские летописи, то на месте половцев, могли бы оказаться другие кочевники – торки и берендеи, которые враждовали с половцами и выступали на стороне киевских князей. Половцы были язычниками, что тоже играло роль при негативном их описании христианскими монахами-летописцами. Но под влиянием христианского соседа – Руси – часть половцев тоже приняло христианство. Сын хана Кончака, который разбил Игоря и взял Римов, и к тому же стал еще и сватом этого же Игоря, носил христианское имя Юрий. Жены многих русских князей, в том числе и Владимира Игоревича, сына Игоря Святославича, были половчанками. Киевский князь Святополк Изяславич (1050-1113), взял себе в жёны дочь половецкого хана Тугоркана.
Таким образом, половцы довольно быстро из народа чужого и незнаемого превратились в обыкновенных соседей – временами враждебных, временами дружественных.
Анатолий Кияшко,
научный сотрудник Музея Одной Улицы
І все-таки від звичайного сусіда в музеї лишилася лише голова…
Не было бы междуусобиц – и половцы былибы друзьями для всех а так …….