Пожалуй, после Андреевской церкви самым известным домом Андреевского спуска в Киеве считается Замок Ричарда Львиное Сердце, либо попросту “Ричард”. Прижилось это название с легкой руки Виктора Платоновича Некрасова, которому принадлежит первенство в открытии самого Андреевского спуска широкой общественности.
Дом этот изначально окутывает некая пелена загадочности и таинственности. Первоначально дом в стиле английской неоготики планировали построить в Санкт-Петербурге на Аптекарском острове для работников министерства внутренних дел. Чертежи фасадов при этом были обнародованы в журнале “Строитель”. В конечном итоге столичный проект остался лишь на бумаге. А вот в Киеве приблизительно в это же время появляется здание с фасадами, которые удивительно похожи на опубликованные в журнале.
Владельцами этой усадьбы до 1819 года были киевские мещане Леонтий и Мария Линчевские, от них она перешла к их зятьям – Адаму Гловацкому и Михаилу Саченко. С 1881 года усадьбой владели священник Григорий Михайлович Крыжановский и его дочь Надежда Ящуржинская, а с 1889 –Антон Маленко. В 1902 году часть усадьбы Маленко выкупил строительный подрядчик Дмитрий Орлов – сын киевского купца Бориса Орлова.
Строительство дома уже подходило к концу, когда из-за небрежности рабочих случился пожар. Газеты писали: „Здание внутри было сплошь залито пламенем, которое вырывалось огромными языками. Нечего было и думать о спасении пылавшего дома. Он был сверху донизу объят огнем, пылала башня на доме, и к небу высоко поднялся огромный столб пламени. Огонь очень ярко освещал всю местность, пламя отражалось на золоченных куполах церквей, стекла окон домов казались раскаленными, огонь отражался в реке. Через час с грохотом стали рушиться потолки и перегородки, затем обрушилась вниз крыша, и еще бешенее заклокотало пламя. Редкое зрелище привлекло многотысячную толпу, которая запрудила Андреевский спуск и прилегающие улицы. Пламя стало утихать к трем часам ночи, а окончательно огонь прекратился к семи часам утра. Сильно опасались, что башня над домом рухнет на улицу, но, к счастью, она рухнула внутрь пожарища. От дома остались лишь почерневшие и треснувшие капитальные стены”.
1 августа 1911 года Дмитрий Борисович был убит на трассе в районе города Благовещенска, когда вез деньги для расчета с рабочими. Малолетние дети и незавершенный дом остались на попечении вдовы, которая стала правопреемницей всех дел покойного супруга и должна была либо завершить начатое, либо идти по миру с протянутой рукой. Рискуя потерять последнее, она решилась взять крупную ссуду и ко всеобщему удивлению завершила строительство. Так на Андреевском спуске появился дом-красавец под №15. Его необычные архитектурные формы должны были привлечь внимание квартиросъемщиков и позволяли назначить высокие цены за квартиры.
Благодаря столь внушительной сумме вдова Орлова рассчиталась со всеми долгами и займами. Все закончилось вроде бы благополучно, но вдова, как гласит легенда, пожалела денег при расчете со строителями. И те в отместку применили в доме старый и испытанный прием внесения в систему вентиляции и печного отопления каких-то известных лишь им изменений.
Результатом этой несложной процедуры стали жуткие шумы и стоны во всех коммуникациях. Жильцы, которые поспешили въехать в новый престижный дом, испытывали невыносимые страдания от подобного стресса. Но рынок тем и хорош, что на любой товар всегда найдется свой покупатель. Таким образом, комнаты в воющем строении заняли под мастерские многочисленные киевские художники украинской школы. Здесь открываются ателье-мастерские внучатого племянника Тараса Шевченко, известного художника Фотия Красицкого, прекрасного акварелиста Григория Дядченко, модного скульптора Федора Балавенского, художника-педагога Ивана Макушенко.
И уже в наше время, после отселения жильцов в 1983 году, Замок преподнес еще один сюрприз. Рабочие, готовившие дом к реконструкции, выносили строительный мусор, в том числе и старые мраморные ванны. Одна из них, то ли из квартиры № 12, принадлежавшей в свое время С.Т.Голубеву, то ли из квартиры № 14 гласного Городской Думы В.А.Смирнова, была слишком тяжелой. Чуть позже выяснилось, что состояла она из двух стенок, плотно заполненных… царскими червонцами.
Дмитрий Шлёнский
директор Музея Одной Улицы
Интересно читать историю дома, мимо которого периодически ходишь.
Страшненько мне что-то стало после прочитанного!
Кажется неблагополучная история дома продолжается, ведь до сих пор он не заселен. Жалко что не можно попасть во внутрь, говорят что внутренний дворик, да и сами комнаты весьма красивы.
Интерьеры уничтожены в 1983 году, когда начался капремонт, а винтовая лестница и внутренний дворик действительно очень оригинальны, но попасть туда, увы нельзя 🙁
Интересно, а в каком произведении Некрасов дал замку имя “Замок Ричарда”?
Виктор Некрасов. Дом Турбиных. Журнал “Новый Мир” No 8, 1967 год.
“Вся улица – маленькие, уютные домики. И только два или три больших. Один из них я хорошо знаю с детства. Он назывался у нас Замок Ричарда Львиное Сердце. Из желтого киевского кирпича, семиэтажный, “под готику”, с угловой остроконечной башней. Он виден издалека и со многих мест. Если войти в низкую, давящую дворовую арку (в Киеве это называется “подворотня”), попадаешь в тесный каменный двор, от которого у нас, детей, захватывало дух. Средневековье… Какие-то арки, своды, подпорные стены, каменные лестницы в толще стены, висячие железные, какие-то ходы, переходы, громадные балконы, зубцы на стенах… Не хватало только стражи, поставившей в угол свои алебарды и дующейся где-нибудь на
бочке в кости.”
Хорошая находка в ванной, если, конечно, эти червонцы сейчас что-то стоят))
К Andrey:
червонцы – это золотые монеты 🙂
так что срок давности для них не выдет, тем более, если они еще царские…